5 вопросов самому себе перед тем как брать очередной заказ на фрилансе

Полезные советы

0

И почему не следует соглашаться на проекты, если вы не получили нужных ответов?

Плохие проекты и заказчики на фрилансе

За последние несколько лет мне довелось поработать над десятками разных фриланс-проектов. Некоторые были связаны с дизайном, будь то логотипы или сайты, другие же касались маркетинговых услуг.

И хотя каждый из этих проектов чем-то отличаются друг от друга, существуют определенные факторы, которые помогают мне решить, стоит ли браться за эту работу.

Нужно уметь отказывать!

В самом начале моего пути мне было очень сложно говорить «нет». Я брался за любой проект, который встречался на моем пути. И большинство из них превращались в рутину и бесконечную череду нуднейших задач, которые просто снижали мой доход и мотивацию, а это страшная беда для любого фрилансера. Но время идет, и со временем вы начинаете понимать, за какие задачи и проекты браться не стоит, и учитесь выбирать таких клиентов, сотрудничество с которыми будет приносить лишь радость. Но как же находить таких заказчиков?

Как узнать, кем является ваш клиент, не поработав с ним?

Конечно же, вряд ли вы сможете досконально изучить заказчика, не начав сотрудничать с ним (но потом может быть слишком поздно). Именно это и мотивировало меня на то, чтобы составить этот список вопросов.

Это мой личный список, и он помогает мне понять, что я больше всего ценю в своих клиентах. Чем больше позитива я чувствую в ответах на эти вопросы, тем больше вероятность, что я успешно сработаюсь с этим человеком. Я часто проговариваю эти вопросы в своей голове после того, как получу ТЗ или подробную информацию о проекте.

Какие вопросы нужно задавать себе?

Эти вопросы выполняют роль инструкции, по которой вы соглашаетесь либо не соглашаетесь на ту или иную работу. Для того чтобы принять положительное решение, мне нужно получить хорошие ответы на большую часть этих вопросов.

1. Работали ли вы с этим клиентом ранее?

Если я остался доволен сотрудничеством с этим человеком в прошлом, то ставлю «плюсик». Если же мне не доводилось работать с ним, то оставляю поле пустым.

Если же мне что-то не понравилось в прошлый раз, то уже на этом пункте можно остановиться, и с полной уверенностью вежливо отказаться от сотрудничества.

Работа с постоянными клиентами, с которыми вам комфортно – это отличный актив. Именно поэтому фрилансерам важно научиться создавать долгосрочные отношения с такими заказчиками. Я уже поднимал эту тему в статье: старые или новые клиенты – кто важнее фрилансеру?

2. Получили предоплату?

Можно позволить себе работать без предоплаты только если вы новичок и заинтересованы в получении первых отзывов, наработке портфолио. В других случаях идти на это слишком рискованно, поэтому обязательно требуйте предоплату, минимум 50% от стоимости заказа.  Так вы застрахуете себя от самого большого риска — работать бесплатно.

predoplatin

Эта картинка из поста ТОП 15 смешных вопросов от клиентов.

Адекватные заказчики обычно не против предоплаты и даже сами её предлагают. Если проект большой, то разделите его на несколько шагов и поэтапно требуйте оплату, это также позволит точнее оценить время на выполнение.

Многие фриланс-биржи предоставляют услуги «безопасной сделки», когда заказчик заранее пополняет баланс на бирже подтверждая этим свою платежеспособность. Недавно я рассказывал про фриланс-сервис Kwork, который защищает обе стороны сделки, есть арбитраж решающий споры.

3. Утвердили ли вы сроки проекта? Защитились на случай задержек по вине клиента?

Проекты, которые вы не успеваете закончить в срок, могут вызвать эффект домино. В таких ситуациях у фрилансера начинается целая череда провальных проектов.

Кроме того если выполнение проекта затянулось, существует большой риск остаться без оплаты. Так что, обговаривая дедлайны, всегда берите запас, даже если уверены, что он вам не нужен.

Учтите, что затянувшиеся проекты могут отрицательно сказаться и на выполнении последующих проектов. Разрываться между двумя и более проектами – тоже вариант не очень удачный.

4. Правильно ли вы поняли суть проекта?

Подумайте над тем, до конца ли вы поняли, какого результата от вас ожидает заказчик. Если вы сомневаетесь хоть на секунду в чем-либо, постарайтесь как можно скорее созвониться с клиентом, и выяснить все возникшие вопросы. Вам как исполнителю суть проекта должна быть максимально понятна.

5. Устраивает ли вас бюджет клиента?

Это, пожалуй, первое, о чем вы должны спросить самого себя. Многие фрилансеры не уделяют этому вопросу должного внимания, и часто соглашаются на предложенные суммы второпях. Если вы хорошенько проанализировали стоимость вашей работы, и вас действительно устраивает предложенная клиентом сумма, то можете утвердить ее. Если же клиент просит вас сделать скидку, то я рекомендую вам выделить побольше времени на то, чтобы обдумать этот момент.

Посчитайте сколько стоит час вашего времени и соответствует ли ему сумма за проект.

Конечно, я понимаю, что говорить легче, чем делать, но вы можете разрушить карьеру фрилансера, если будите недооценивать себя и свой труд. В таком состоянии вы становитесь доступными для тех заказчиков, кто не ценит ни вас, ни ваш опыт и навыки, ни ваше время. Поэтому прежде чем соглашаться на очередной проект, постарайтесь ответить самому себе на эти вопросы, и хорошенько обдумайте все аспекты и возможные последствия.

А главное: гните свою линию, и это будет оправдано!

Напоследок рекомендую почитать про 5 популярных мифов о фрилансе.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Более 6 лет опыта работы

Отвечу в течении 24 часов

Минимальная сумма заказа 1000Р

Ваше сообщения отправлено
Ваше сообщения отправлено успешно